Навигационное оборудование внутренних водных путей



1.Назначение и состав навигационного оборудования

Для обеспечения безопасности плавания и сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях используется навигационное оборудование, представляющее собой систему береговых и плавучих знаков и огней.

Навигационные знаки и огни предназначены для:
указания судового хода на реках, каналах, водохранилищах и озерах, а также ограждения отдельных навигационных опасностей;
указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов, а также регулирования пропуска судов через наплавные мосты;
указания охранных зон подводных и воздушных переходов (линий связи и электропередачи, трубопроводов, дюкеров, водозаборов, водовыпусков) и других искусственных сооружений;
указания границ рейдов, якорных стоянок, свальных течений и других особенностей участков пути, где судоводители должны принимать меры предосторожности;
регулирования движения на засемафоренных участках пути.

Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие.

1.1. Береговые знаки
В состав береговых знаков входят:
знаки ограждения (обозначения) судового хода
информационные знаки.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся:
- створные,
- перевальные,
- ходовые,
- весенние,
- знаки «Ориентир»,
- указатели оси и указатели подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов,
- путевые огни судоходных каналов,
- а также опознавательные знаки, маяки, светящие и несветящие навигационные знаки и навигационные огни.

Информационные знаки разделяются на три группы:
- запрещающие,
- предупреждающие и предписывающие,
- указательные.

К запрещающим относятся знаки:
- «Якоря не бросать!»,
- «Расхождение и обгон составов запрещены!»,
- «Расхождение и обгон запрещены!»,
- «Не создавать волнения!»,
- «Движение мелких плавсредств запрещено!»,
- семафор, светофор.

К предупреждающим и предписывающим относятся знаки:
- «Внимание!»,
- «Пересечение судового хода!»,
- «Скорость ограничена!»,
- «Соблюдать надводный габарит!».

К указательным относятся знаки:
- «Место оборота судов»,
- «Пост судоходной инспекции»,
- «Указатели расстояния»,
- «Указатель местности»,
- «Указатель рейда» (рейдовый знак),
сигнальные мачты.

1.2. Плавучие знаки
В состав плавучих знаков входят буи и вехи.

Плавучим знакам в зависимости от их назначения присваиваются определенная форма, окраска и характер огня.

Буи и вехи могут иметь топовые фигуры с присвоенными им формой и цветом.

Плавучие знаки предупреждают судоводителя о наличии опасностей, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

На внутренних водных путях предусматривается содержание следующих видов навигационного ограждения: освещаемого, светоотражающего и неосвещаемого.

1.3. Огни навигационных плавучих и береговых знаков
Для обеспечения на водных путях с интенсивным движением круглосуточного судоходства, навигационные знаки оборудуются светосигнальными приборами, создающими навигационный огонь определенного цвета и характера (режима) горения.

Светосигнальные огни позволяют судоводителям правильно ориентироваться в темное время суток и опознавать навигационные знаки по цвету и характеру огня.

Кроме того, навигационные огни предназначены для:
- регулирования движения судов при проходе через гидротехнические сооружения и участки пути с односторонним движением;
- указания оси и высоты судоходного пролета неразводных мостов;
- указания разводного пролета наплавных мостов.

В ночное время на знаках зажигаются постоянные и прерывистые навигационные огни белого, зеленого, красного и желтого цветов.

Постоянные огни характеризуются неизменной во времени силой света.

Прерывистыми называют огни, сила света которых периодически изменяется.
Периодом прерывистого огня называется время, по истечению которого повторяется последовательность проблесков света и затемнений.

Существуют различные виды прерывистых огней, отличающихся периодом, длительностью проблесков и их числом за период.

Использование прерывистых огней позволяет увеличить число световых сигналов различного светового значения и повысить их заметность на фоне посторонних огней.

Государственный стандарт предусматривает применение постоянных и прерывистых огней следующих видов:
- проблесковых,
- группопроблесковых,
- частопроблесковых,
- прерывистых частопроблесковых,
- затмевающихся
- пульсирующих.

Сочетание перечисленных выше цветов и характеристик огней позволяет присвоить каждому типу навигационных знаков свойственную только ему комбинацию цвета и характера огня, благодаря которой тип знака опознается в ночное время.

Навигационные огни всех знаков, кроме светофоров, должны действовать в период от захода до восхода Солнца, а светофоров – круглосуточно.

2. Основные положения расстановки навигационных знаков на ВВП
2.1. Общие принципы расстановки

Сначала вспомним, что:
Правый берег внутреннего водного пути - берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды.

Левый берег внутреннего водного пути - берег внутреннего водного пути, расположенный слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды

Если встать лицом по направлению течения, то берег, расположенный с правой стороны, называется правым, а противоположный ему — левым.
Все реки текут от истока к устью.

На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимают условно и устанавливают в навигационных документах.

Как указано в Правилах плавания на ВВП РФ,
«Судно считается идущим вверх, если оно осуществляет движение в направлении:
- на участках ВВП, обозначенных знаками навигационного оборудования - от устья к истоку реки, включая участки ВВП, где при отливах и приливах направление течения меняется;
- на судовых ходах, отходящих от основного судового хода и предназначенных для подхода к берегу, причалу или затону (далее - дополнительный судовой ход) - от основного судового хода к берегу.»

Расстановка навигационных знаков на внутренних водных путях проводится по утвержденным схемам.

Схема представляет собой карту внутреннего водного пути с нанесенными на нее в виде условных обозначений навигационными знаками.

Схема расстановки береговых и плавучих навигационных знаков составляется с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентировки судоводителем по знакам при условии соблюдения установленных гарантированных габаритов судового хода на данном участке водного пути и обеспечивающих безопасное судоходство.

Схемы расстановки знаков на реках
составляют и корректируют в межнавигационный период по согласовыванию с представителями службы Государственного надзора на водном транспорте (судоходной инспекцией).

При этом при малой изменчивости положения судового хода схему расстановки навигационных знаков стараются сохранить.

При внесении корректировки положения судового хода и его навигационного оборудования, вносится соответствующая корректура в навигационные пособия, о чем извещаются судоводители.

Схемы расстановки навигационных знаков на водохранилищах
утверждают, как правило, на длительный период (5–10 лет и более), но при необходимости могут корректироваться.

Основными навигационными знаками, обозначающими положение судового хода, являются береговые знаки (створные, перевальные, ходовые, знаки «Ориентир» и весенние), так как они более надежны в действии и имеют постоянное местоположение.

Плавучие знаки дополняют навигационное оборудование судового хода.
Они более точно указывают его кромки и положение отдельных препятствий.


В то же время в отдельных случаях судовой ход может быть ограничен только плавучими знаками на участках, где положение судового хода относительно берегов не позволяет применять береговые знаки или когда расстановка береговых знаков получается сложной, затрудняющей ориентировку судоводителей.
Например, когда для этого необходимо применять большое количество створов с малой длиной ходовой части и ориентировка судоводителей должна проводиться не в порядке последовательности расположения створов на берегах реки.

Ограждение судового хода только плавучими знаками допускается
-в крупных городах, где нет возможности устанавливать береговые знаки,
- временно на путях, где в отдельные периоды навигации положение судового хода резко меняется вследствие интенсивных переформирований русла.

Кроме перечисленных случаев, разрешается ограждать одними плавучими знаками дополнительные и спрямляющие трассы водохранилищ и озер, а также подходы и участки, где береговые знаки многократно повреждаются посторонними лицами.

2.2. Береговые указательные знаки

При расстановке береговых навигационных знаков в речных условиях в качестве основных, как правило, применяют осевые створные знаки.

При этом руководствуются следующими условиями:
Прямолинейные участки судового хода должны обозначаться двумя парами створных знаков (встречных и обратных).
Односторонние створы применяют в этом случае, если по очертанию и характеру берега встречные (обратные) створы установить невозможно.

На магистральных водных путях встречные створы должны устанавливаться с расчетом, чтобы видимость знаков и их сигнальных огней при высокой прозрачности атмосферы (τ = 0,84) обеспечивалась по всей длине застворенного участка.

- При непрерывном последовательном обозначении судового хода несколькими створами необходимо, чтобы оси створов пересекались в пределах судового хода, причем ось каждого створа по всему застворенному участку по возможности должна совпадать с осью судового хода или располагаться вблизи от нее.

На криволинейных участках пути, где для пересечения осей створов в пределах судоходной полосы может потребоваться установка большого количества створов с незначительной длиной ходовой части, допускается пересечение осей створов за пределами судового хода (на небольшом расстоянии от него) с установкой в этом случае трех створных знаков (створа-тройника) или установкой плавучего знака, ограничивающего возможный выход судна за кромку судового хода.

- Перевальные знаки устанавливаются на участках с плавно изменяющимся направлением судового хода длиной до 3,0 км при ширине судового хода не менее трех гарантированных ширин.


- Ходовые знаки устанавливаются на участках судового хода, где берег считается ходовым (приглубым) и имеет достаточно большую протяженность.

Берег считается ходовым (приглубым), если ширина примыкающая к нему несудоходной полосы не превышает 10 м при ширине судового хода до 50 м, 20 м при ширине судового хода до 150 м и 30 м – при ширине судового хода более 150 м.

На водохранилищах и в низовьях крупных рек, где ширина судового хода более 300 м, берег считается ходовым, если ширина несудоходной полосы не превышает 70 м.

- Знаки «Ориентир» ставят на приметных выступающих в русло реки участка береговой линии (рынках гор, мысах, приверхах и ухвостьях островов, осерёдках и других характерных местах).

Весенние знаки устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п.
Они не указывают непосредственно ось или кромку судового хода и служат для определения положения судового хода совместно с другими знаками.

Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе-опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рис. А) и трапеции – на левом берегу (рис.Б).
Сигнальная фигура может быть также выполнена из трех пересекающихся под углом 120 в плане плоскостей.


Щиты весенних знаков правого берега окрашивают в красный цвет, а левого – в белый.
Опоры знаков окрашивают в тот же цвет, что и щиты.

В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огнина знаках левого берега – зеленые постоянные.

2.3. Плавучие знаки
В дополнение к береговым знакам, показывающим положение судового хода, применяют плавучие знаки, которые обозначают кромки судового хода и ограждают различные препятствия, затрудняющие судоходство.

Навигационная латеральная плавучая кромочная обстановка:





Левая кромка





Правая кромка
Левый кромочный ограждает судовой ход слева по течению
Правый кромочный ограждает судовой ход справа по течению
Поворот левой кромки
Поворот правой кромки
Опасность на левой стороне С.Х.запрещено приближаться
Разделение судовых ходов
Опасность на правой стороне С.Х.
запрещено приближаться
Свальное течение от левой кромки
Свальное течение от правой кромки


На перекатах, помимо береговых навигационных знаков, как правило, устанавливают плавучие знаки.
Их количество и расположение зависит от длины корыта переката и от наличия опасных течений (свальных, прижимных, затяжных и др.).

На перекатах, длина корыта которых не превышает двойной ширины судового хода, устанавливают два плавучих знака:
верхний – у верхнего побочня,
нижний – у нижнего.


Перекаты, длина корыта которых больше двойной ширины судового хода, ограждают преимущественно тремя-четырьмя плавучими знаками:
одним-двумя на входе и двумя на выходе.

На сложных перекатах с большим свалом воды в затонскую часть с обширным нижним побочнем и при узких плёсовых лощинах дополнительно ставятся буи на подходах к перекату.
Если судовой ход в пределах корыта переката имеет повороты,
то дополнительно ставят промежуточные плавучие знаки, указывающие места этих поворотов.

На перекатах типа россыпи, где судовой ход стеснен побочнями
и осерёдками, искривлен в нескольких местах, число промежуточных буев определяется из условия, чтобы линия кромки судового хода, указываемая соседними знаками, не пересекалась отмелями с глубинами, меньшими гарантированной.

Расстановка плавучих навигационных знаков на поворотах судового хода проводится с расчетом,
чтобы судоводители могли четко определить начало вхождения в поворот и конец поворота

Учитывается также, чтобы в вершине поворота ширина судового хода была по возможности наибольшей, так как суда и составы вследствие дрейфа и раскатки занимают здесь судоходную полосу более широкую, чем на прямолинейных участках.

На сложных поворотах – с малыми радиусами кривизны или при наличии навальных (прижимных) течений и суводей (водоворотов) впереди по ходу судна
судоводитель должен иметь возможность ориентироваться не менее чем по двум знакам: одному на правой кромке и другому – на левой.

На крутых поворотах судового хода, в том числе при плохой видимости встречных судов,
ставят поворотные буи на кромке, вдоль которой судно совершает поворот.
На подходе к крутому повороту начало поворота должно быть обозначено плавучим знаком.

Если вогнутый берег не является ходовым и за вогнутой кромкой судового хода имеются препятствия и неблагоприятные течения,
то буи расставляют с соблюдением условия обеспечения видимости впереди по ходу не менее двух знаков (по одному на каждой кромке) в пределах всего поворота.
В местах крутых поворотов, когда рельеф берегов или их залесенность не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки,
также устанавливают поворотные кромочные плавучие знаки.

Как правило, их выставляют у выпуклого берега.
В этом случае красный буй обозначает правый поворотбелый – левый (считая по течению реки).
На участках пути с сильным свальным течением,
в значительной степени затрудняющим судоходство, устанавливают свальные буи.
Их устанавливают выше по течению на кромке судового хода, противоположной свалу, на расстоянии, необходимом для заправки судна (состава).

Разветвления судовых ходов
обозначают либо одним разделительным знакомлибо двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромок судового хода.

Для ограждения отдельных особо опасных для судоходства подводных препятствий
используют знаки опасности (дублирующие плавучие знаки).

Они ограждают скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда, и т.п., находящиеся вблизи кромки судового хода.

Знак опасности устанавливают на траверзе кромочного плавучего знака в 10–15 м от него в сторону берега.
При этом, если ограждается препятствие, то знак должен находиться у кромки этого препятствия с речной стороны.
Если ширина судового хода ограничена, допускается установка знака опасности за кромкой в 10–15 м от нее в сторону берега на траверзе кромочного плавучего знака с соответствующей информацией судоводителей.
Во всех случаях при отсутствии кромочного плавучего знака судно не должно приближаться к знаку опасности ближе, чем на 15 м.

Плавучие знаки на водных путях должны иметь нумерацию, соответствующую указанной на карте.

На плёсовых участках, где судовой ход проходит в средней части русла или полого переваливает от одного берега к другому, либо проходит вдоль одного из берегов, навигационное оборудование должно состоять в основном из береговых знаков.

Ограждению плавучими знаками подлежат каменистые огрудки, камни-одинцы, осередки, «обрезные» косы, шалыги, затонувшие суда, якоря, а также сооружения, представляющие опасность для судов, выступающие от берега в сторону судового хода, и др.
Эти препятствия ограждают в том случае, когда глубина на них превышает транзитную менее чем на 30–50 см и когда они находятся в пределах полосы, ширина которой, считая от оси судового хода, равна полуторной гарантированной ширине.

2.4. Расстановка навигационных знаков на озерах и водохранилищах
Расстановка навигационных знаков на мелководных озерах и водохранилищах существенно отличается от расстановки знаков на глубоководных водохранилищах ввиду различий в способах проводки судов.

На мелководных озерах и водохранилищах в основе судовождения, как и на реках, лежит глазомерная (визуальная) проводка по определенным трассам, четко огражденным навигационными знаками.
Выход судна за пределы трассы не безопасен.

На глубоководных водохранилищах судоходство, как правило, осуществляется по всей акватории и не ограничивается определенными трассами.
Обеспечивать движение судов со знака на знак или с огня на огонь не требуется, так как в основе судовождения лежит штурманская проводка с применением судовых технических средств навигации и навигационных карт.

На водохранилищах основными знаками навигационного ограждения являются
- осевые и щелевые створы
- знаки «Ориентир».

Знаки «Ориентир» устанавливают обычно на мысах с таким расчетом, чтобы судоводители могли периодически уточнять местоположение судна или отыскать путь к убежищу при штормовой погоде.


Осевые створы устанавливают на створных линиях длиной до 10 км.

При большей длине створной линии применяют щелевые створы.

В дополнение к створам судовые ходы водохранилищ ограждают плавучими знаками – кромочными или осевыми.

Осевая расстановка плавучих знаков
применяется на участках водохранилищ, если ширина судоходной полосы равна или больше трех- четырехкратной гарантированной, но не менее 300-400 м.


Кромочные знаки при осевой расстановке плавучих знаков
устанавливаются с двух сторон судового хода или с одной, обычно левой стороны, считая по течению образовавшей водохранилище реки.
Плавучие знаки кромок судового хода расставляют преимущественно в шахматном порядке.

При использовании осевой расстановки по оси судового хода выставляют осевые знаки по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».


На поворотах судового хода
устанавливают поворотные кромочные или поворотно-осевые буи при осевой расстановке.


Расстояние между буями определяется из условия видимости со знака на знак (с огня на огонь) и должно быть для озерных буев не более 4 км, а для озерно-речных – не более 3 км.

На всех разветвлениях транзитных судовых ходов должны устанавливаться также разделительные буи.


Навигационное оборудование глубоководных водохранилищ,
где движение судов осуществляется по всей акватории, представляет собой систему ориентиров, позволяющую судоводителям периодически уточнять свое местоположение.

В качестве береговых навигационных знаков на таких водохранилищах используются знаки «Ориентир», а в качестве плавучих – кромочные буи, которые в данном случае указывают не кромки судового хода, а левый или правый берег водохранилища.


2.5. Навигационное оборудование судоходных каналов
На судоходных каналах применяют в основном опознавательные знаки и путевые огни.

Путевые огни служат для обозначения берегов канала в ночное время.

На правом берегу они – красные постоянные, на левом – зеленые.

Направление течения, относительно которого именуются кромки, принимается условно при составлении проекта, так как фактически на некоторых каналах оно отсутствует.

В светлое время суток хорошо видны берега канала, и необходимости в ориентировке по каким-либо знакам нет.

Путевые огни устанавливают попарно на обоих берегах, один против другого, на одинаковой высоте от уровня воды.

По длине канала расстояние между огнями выбирают с расчетом, чтобы на прямолинейных участках в ночное время судоводитель видел перспективу из нескольких пар огней, а на закруглениях канала – не менее одной пары огней.

Обычно это расстояние на прямолинейных участках составляет 500-1000 м, а на закруглениях – 200-400 м.

Опознавательные знаки
устанавливают на оголовках дамб на входе в судоходный канал из водохранилища.
На правом берегу опознавательные знаки несут красный проблесковый огонь, на левом – зеленый.

Схема расстановки навигационных знаков на судоходных каналах

На рисунке приведена расстановка знаков на участке канала.
На входе установлены опознавательные знаки А и Б, на прямолинейном участке – путевые огни 1-10, на закруглении – путевые огни – 11-16.


2.6. Кардинальная система расстановки по МАМС

На глубоководных озерах и в устьевых участках (в губах) крупных рек применяют кардинальную систему расстановки плавучих знаков по принятой в водах России международной системе МАМС, регион А.

В частности такая система применяется на Ладожском и Онежском озерах, входящих в состав ВВП ЕГС Европейской части России.

3. Служба навигационного оборудования
На внутренних водных путях комплекс работ, необходимых для определения и указания судоводителям положения судового хода, его габаритов и особенностей выполняет служба навигационного оборудования.

В состав работ, выполняемых этой службой, входят:
- подготовка знаков, светосигнального оборудования и плавсредств к навигации;
- расстановка береговых и плавучих знаков, их перестановка в течение навигации, а также снятие при закрытии навигации;
- обслуживание действующих знаков и огней (окраска, ремонт, смена источников питания и света, восстановление поврежденных) и обеспечение их нормального действия;
- ежедневная информация о габаритах судового хода, изменениях в составе навигационного оборудования и условиях судоходства;
- промеры глубин, наблюдения за колебаниями уровня и русловыми переформированиями;
- траление и дноочищение;
- приемка выполненных дноуглубительных, дноочистительных и тральных работ;
- наблюдения за состоянием выправительных сооружений;
- оказание помощи судоводителям в проводке по участку транспортных судов при неполном составе знаков в весенний и осенний периоды и в ледовых условиях.